Потулов Николай Михайлович

Николай Михайлович Потулов (1810, с. Елизино, Мокшанский уезд, Пензенская губерния — 18 мая 1873, Москва) — статский советник, из потомственных дворян Пензенской губернии, исследователь русского древнецерковного пения, церковный композитор, автор духовно-музыкальных переложений (гармонизации) древних напевов, музыкальный археограф и педагог, помещик и общественный деятель; участник Кавказской войны периода 1834-1842 годов.

Первые опыты гармонизации древнецерковного русского пения Н.М. Потулов исполнял в сельском храме своего имения в селе Елизино Пензенской губернии собственным хором певчих из приходских крестьян — остатком того приходского хора, который первоначально был составлен его родным дядей, генерал-майором Григорем Александровичем Потуловым. Свидетелем этих опытов гармонизации стал архиепископ Пензенский Варлаам (Успенский), который в середине 1850-х гг. посетил с. Елизино и, «выслушав хоровое исполнение переложений г-на Потулова, был приятно поражен и состоянием сельского хора, и церковным характером исполняемых им переложений… С этого времени почти десять лет г-н Потулов постоянно усовершенствовал свои духовно-музыкальные работы и только изредка знакомил с ними любителей церковного пения <…> все эти испытания переложений происходили в Москве, где г-н Потулов находился на службе».

Первое публичное исполнение трудов Н.М. Потулова в Москве состоялось 19.01.1864 г., когда по благословению митрополита Московского Филарета специально приглашенным хором синодальных певчих в приходской церкви Святого Георгия, что близ Кудрина на Всполье. Здесь служил единомышленник и сподвижник Потулова – протоиерей и профессор Московской духовной академии Д.В. Разумовский. Во время торжественного богослужения было исполнено переложение литургии древнего киевского распева святителя Иоанна Златоуста, пение которой в потуловском переложении продолжалось в этой церкви вплоть до 23.04.1864 г.. В переложении Потулова эта литургия 24.02.1864 г. была исполнена в присутствии митрополита Филарета в его резиденции в Чудовом монастыре, после чего владыка распорядился петь ее в Успенском соборе Московского Кремля, где она в первый раз была исполнена полным хором синодальных певчих 15 марта 1864 г. По отзывам современников, исполнение литургии древнего киевского распева в переложении Потулова сильно отличалось от канонических богослужебных песнопений и производило как на церковных иерархов, так и на обычных прихожан, огромное впечатление, что нашло свое отражение в публикациях московских газет. В последующие годы потуловская литургия древне-киевского распева неоднократно исполнялась не только в приходских церквах Москвы и других городов, но и в честь различных общественных мероприятий. Так, в 1867 г. она исполнялась в церкви Успения, что на Покровке, во время торжественного богослужения в честь открытия в Москве работы второго Славянского съезда; в марте 1869 г. она была исполнена во время торжественного богослужения для членов первого российского Археологического съезда; в марте того же 1869 г. переложения Потулова были исполнены в церкви Неопалимой Купины, что в Зубове, во время отпевания соратника и покровителя его творчества – знаменитого князя В.Ф. Одоевского. Впоследствии распевы Потулова, ставшие традиционными, исполнялись на собраниях Общества любителей церковного пения в Москве, в переложении Духовной певческой капеллы Русского хорового общества под управлением В.С. Орлова (впоследствии Певческой капеллы).

Занятия Н.М. Потулова нашли отражение и в его общественно-просветительской деятельности во второй половине 1860-х – начале 1870-х гг. Он состоял членом-сотрудником (членом-посетителем) Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, а с 29.11.1864 г. был избран действительным членом Общества древнерусского искусства при Московском Румянцевском (Публичном) музее, созданного по инициативе и при непосредственном участии кн. В.Ф. Одоевского. С 12.04.1866 по 16.02.1867 г. статский советник Н.М. Потулов – приглашенный член высочайше учрежденного специального Комитета (комиссии) для составления учебника церковного пения и нотных переложений для народный школ под председательством великого князя Константина Николаевича. Этот комитет, или вторая комиссия, был утвержден по результатам работы первой Особой комиссии для рассмотрения предложений министра народного просвещения относительно обучения церковному пению в начальных училищах, которая работала с 22.12.1865 по 10.03.1866 г.
Целью работы второй комиссии стало составление программы конкурса на составление «Певческого учебника для народных школ» и составление плана «Сборника переложений для народной школы». Рассматривалось два предложения. Первое – от директора Придворной певческой капеллы А.Ф. Львова, двоюродного брата Софии Петровны Потуловой, жены младшего брата Николая Михайловича – Ипполита, который предлагал сделать и издать переложения отдельных номеров из Обихода Капеллы, приноровленные к однородным хорам. Второе – от Н.М. Потулова, который просил о дозволении напечатать на свой счет сборник его переложений, выполненных точно по синодальным книгам, начиная с литургии киевского распева. Во второй комиссии Н.М. Потулов, по предложению кн. В.Ф. Одоевского, занимался сложной и трудоемкой работой — сличением переложений Придворной певческой капеллы с нотными книгами, изданными от Святейшего Синода (результатом его работы стал труд «Сличение восьми мест из переложений Капеллы с мелодией книг синодского издания»). И, уже после смерти кн. В.Ф. Одоевского, с 31.05.1869 г. Н.М. Потулов был избран членом Комиссии для исправления нотных книг богослужебного пения, образованной по поручению обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого. Одним из результатов деятельности этой комиссии стало рассмотрение Обществом древнерусского искусства труда Потулова — «Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной Российской церкви», и ходатайство общества перед Святейшим Синодом о его утверждении и издании, которое было удовлетворено, и труд Н.М. Потулова впервые увидел свет в 1872 г., незадолго до его кончины. Это издание с 1874 г. было рекомендовано Святейшим Синодом как учебное пособие при обучении церковному пению для духовных учебных заведений, однако, оно было пригодно и для употребления в церковно-богослужебной практике, а по ведомству Министерства народного просвещения руководство было рекомендовано как единственное пособие для преподавания предмета обучения пению в средних и низших учебных заведениях, подведомственных министерству.

Изыскания и труды Н.М. Потулова по гармонизации древнецерковных песнопений основывались на глубоком знании христианского богослужения. Он свободно владел несколькими языками, о чем свидетельствует его богатая библиотека, включавшая в себя до 4000 томов из рукописей и книг на древнеславянском, русском, латинском, французском, немецком и английском языках. Каталогизацию и «приведение в порядок библиотеки статского советника Потулова» в 1870 г. осуществил баллотировавшийся на должность помощника библиотекаря Московской духовной академии воспитанник Московской духовной семинарии Михаил Дмитриевич Разумовский, единственный сын протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского, единомышленника и соратника Н.М. Потулова. Однако, до кончины Н.М. Потулов так и не успел закончить издание других своих трудов, по большей части в связи с интригами и противодействием Придворной певческой капеллы, имевшей монопольное право на издание сочинений церковных песнопений; они увидели свет позже, благодаря трудам и заботам его супруги – Екатерины Александровны. Так, в 1876 г. увидел свет основной труд Н.М. Потулова — «Сборник церковных песнопений. Составлен по нотным церковных книгам, изданным с разрешения Святейшего Синода первым тиснением в Москве в 1772 г. и правленым против древних безлинейных рукописей до XVIII в. включительно». Этот труд был издан в Московской синодальной типографии и рекомендован Святейшим Синодом в качестве учебного пособия для наставников при преподавании церковного пения в духовно-учебных заведениях. Получив в последующие годы широкое распространение в приходских школах и церквах в различных уголках Российской империи, сочинения Н.М. Потулова внесли весомый вклад в обновление методологии преподавания русского церковного пения.

Имя Потулова завершает список из семи имен, нанесённых в 1889 году на аттик концертного зала Придворной певческой капеллы (Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов).

Литература:
Потулов, Николай Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Потулов // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля. — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона, 1904.
Потулов, Николай Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Потуловы-Столыпины // Пером и Доносом. Биобиблиографическая хроника (из истории русской журналистики). Документально — художественное биографическое исследование. Ч. 1 — М.: ЛитРес. 2020 г.

Потулов Н.А. «Свете тихий». Исполняет ансамбль Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры «Синергия Север-Восток», руководитель Артемий Панасюк. Запись 2022 г.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=343763