Никольский Александр Васильевич

Александр Васильевич (10.06.1874, с. Владыкино Пензенской губернии.- 19.03.1943, Москва), русский композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в русской духовной музыке.

Родился в семье священнослужителя, в 1888 г. окончил Тихоновское духовное училище в Пензе, в 1894 г. — Пензенскую духовную семинарию (с отличием). Под влиянием А. В. Касторского увлекся музыкой и вскоре принял решение получить профессиональное музыкальное образование. В 1894-1897 гг. обучался на курсах для взрослых певчих Синодального хора при московском Синодальном училище церковного пения, которые окончил экстерном. Среди учителей Н. были А. Д. Кастальский, В. С. Орлов, С. Н. Кругликов. Никольский также посещал лекции С. В. Смоленского по истории церковного пения в России. В 1897-1900 гг. продолжил образование в Московской консерватории в классе С. И. Танеева, затем перешел в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где обучался у А. А. Ильинского и В. Кеса. В тот период Никольский создавал светские сочинения разных жанров, среди них — концерт для флейты с оркестром, симфонические поэмы и фантазии, несколько романсов. Никольский окончил училище в 1902 г., но получил диплом и звание свободного художника только в 1905 г.

Никольский вел активную педагогическую работу: был преподавателем и одним из организаторов регентско-певческих и учительских курсов в Москве, Вятке, Камышине, Наровчате, Пензе, Саратове и во Ржеве, преподавал в Строгановском центральном училище технического рисования (с 1901 художественно-промышленное училище) (1894-1918), Елизаветинском женском институте (1896-1906), Александро-Мариинском женском институте (1899-1906). Преподавал контрапункт и теорию фуги в Синодальном училище (1915-1918; впоследствии Народная хоровая академия, Никольский преподавал в ней в 1918-1923), гармонию, контрапункт, фугу и форму в Общедоступном музыкальном училище В. Ю. Зограф-Плаксиной (1910-1917) и затем (до 1933) в возникших на его основе музыкальных учебных заведениях, вел курсы хорового пения в частной женской гимназии Е. Константинова (1902-1906), в 3-й городской мужской гимназии (с 1903), в частной мужской гимназии П. С. Казачкина (с 1908) и других учебных заведениях.

Первый опыт Никольского в области духовной музыки относится, вероятно, к 1892 году. Большая часть его духовных сочинений написана в период с 1908 по 1917 г. Наиболее крупные из них: Литургия Преждеосвященных Даров (Oр. 23), Всенощное бдение (Oр. 26), Литургия святителя Иоанна Златоуста № 1 (Oр. 31), Песнопения Страстной седмицы (Oр. 35), Песнопения на Святую Пасху (Oр. 37), Венчание (Oр. 41).

Общественная деятельность Никольского в дореволюционный период была направлена на повышение профессионального уровня регентов и певчих по всей России. Он был широко известен как активный деятель Общества взаимопомощи регентов церковных хоров, являлся одним из организаторов и участником всех 6 регентских съездов (1908-1917). В 1914 г. Никольский стал членом Наблюдательного совета при Синодальном училище, в котором занимался рецензированием новых духовно-музыкальных сочинений, а в 1916 г. был назначен заведующим частными церковными хорами Москвы.

В журналах «Хоровое и регентское дело», «Музыка и жизнь», «Вестник воспитания», «Педагогический листок» и др. публиковались его статьи, рецензии и заметки, посвященные актуальным вопросам, связанным с развитием духовной музыки и регентского искусства. Ему также принадлежат труды по истории и теории русской церковной музыки (наиболее значительный — «Формы русского церковного пения»), музыкально-педагогические работы, статьи о деятелях Нового направления. Практически все дореволюционные работы Никольского связаны с идеями Нового направления и отражают его историю.

С 1902 г. Никольский начал сотрудничать с Московской музыкально-этнографической комиссии, после Октябрьской революции 1917 г. продолжил работать как этнограф. В 1919 г. написал и подготовил к изданию труд «Теория русской народной песни».

В первые 10 лет после революции продолжал активно сочинять духовную музыку: Op. 52, 55 (№ 3: «О дивное чудо» и № 5: «В молитвах неусыпающую Богородицу» — не найдены), 62 (№ 6: Венчание — утерян), 63 (№ 2: «От восток солнца» — утерян), 68 (№ 3: Кондак прп. Марии Египетской — утерян), которая, по всей видимости, исполнялась и была востребована (см.: РДМДМ. Т. 9. Кн. 1. С. 31). Однако с Никольского взяли расписку о нераспространении духовных сочинений, и он перестал писать церковную музыку.

А. В. Никольский. Фотография. 1911 г.

В 20-х гг. XX в. Никольский занялся исследованием и преподаванием народного песенного творчества. С 1920 г. он работал в Музыкальном отделе Наркомпроса, с 1923 г.- в Государственном институте музыкальной науки, с 1928 г.- в Московской консерватории, с 1929 г.- в Государственном музыкально-инструкторском техникуме им. Октябрьской революции. Работа Никольского в консерватории после 1931 г. была связана преимущественно с кафедрой хорового дирижирования. Изучение народного песенного творчества он считал обязательным условием общего музыкального образования, курс теории русской народной песни мыслил как вводный в предмет «хоровая литература». В 1928-1931 гг. Никольский — заведующий этнографическим отделом и приват-доцент, с 1929 по 1935 г.- доцент хорового отдела, а с 1935 по 1943 г.- профессор кафедры хорового дирижирования. Фактически Никольский был одним из основателей дирижерско-хорового образования в Московской консерватории: «…в течение многих лет он был единственным и бессменным преподавателем важнейших в хоровом образовании курсов: хоровой литературы, народной песни, аранжировки. Периодически <…> преподавал на дирижерско-хоровом отделении и другие дисциплины: методику обучения музыкальной грамоте в хоре, анализ музыкальных форм. Недолгое время он вел и дирижерский класс. Ему принадлежит редакция первоначальных учебных программ по первой специальности и авторство большей части из них. Во многом эти программы служат образцом и поныне» (Птица. 1970. С. 51).

В разработанном Никольским курсе хоровой литературы он умел очень живо и увлекательно описать историю развития хоровой культуры, дать объективную оценку тому или иному явлению, охарактеризовать эпоху или жанр. В рамках курса хоровой аранжировки изучалась разработанная Никольским система «тембризации» — разделения каждой из хоровых партий на несколько групп по регистрово-тембровому принципу.

В годы Великой Отечественной войны Никольский не уехал в эвакуацию, а остался в Москве и продолжал читать лекции. В 1942 г. он начал вести факультативный курс церковного пения, но вскоре умер от паралича сердца. Похоронен на Пятницком кладбище.

Литература:
Птица К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М., 1970; Козлова Е. Б. Духовная музыка А. В. Никольского: (К 120-летию со дня рождения) // ЖМП. 1994. № 6. С. 103-110; [Зверева С. Г.]. А. В. Никольский // РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 387-396; Мазель Л. А. О неизданных музыкально-теоретических работах А. В. Никольского // Муз. академия. 2000. № 3. С. 127-129; Потемкина Н. А. Работа А. В. Никольского «Формы русского церковного пения»: Методы анализа, терминология // Вестн. РАМ им. Гнесиных. 2001. № 1 // www.gnesin-academy.ru/vestnikram/file/potemkina2k11.pdf (Электр. ресурс); Плотникова Н. Ю. Полифонические формы в рус. духовной музыке нового направления кон. XIX — нач. XX в. // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чт.: Сб. ст. по мат-лам науч. конф. 24 февр. 2005 г. М., 2006. С. 171-185; Ефимова Ю. А. Вопросы регентского образования в лит. наследии A. B. Никольского // Мастер русской гармонии: К 80-летию А. Н. Мясоедова: Сб. ст. и мат-лов / Сост.: Т. А. Старостина. М., 2009. С. 220-230; она же. Духовная музыка А. В. Никольского: проблемы стиля // Музыковедение. 2010. № 2. С. 52-58; она же. А. В. Никольский: Творческий портрет: Канд. дис. М., 2011; Малацай Л. В. Александр Никольский: Творческая биография. М., 2010; Русское православное церковное пение в XX в.: Советский период. М., 2015. Кн. 1: 1920-1930-е гг. Ч. 1-2. (РДМДМ; 9).

Никольский А.В. Стихиры Пасхи

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=343776